Татьяна Головина: «Спектр инновационных упаковочных решений, оптимизирующих перевозку различных грузов, постоянно расширяется» (журнал Транспорт, выпуск 2014г.)
![]() |
«Транспорт»: Компания продвигает на отечественном рынке ряд передовых упаковочных технологий. Одной из них стали полувагонные вкладыши. Если не ошибаюсь, несколько лет назад были совместные наработки с ПГК по этой тематике… Насколько востребованной оказалось это предложение, кто им воспользовался и что это дало? — Осенью 2009 года к нам обратилась «Первая грузовая компания» после публикации в «Гудке», рассказывавшей о технологиях перевозки сыпучих грузов в вагонных вкладышах. Мы встретились с представителями ПГК, и компания привлекла нас к участию в проекте по перевозке глинозема для холдинга «РУСАЛ» из порта Ванино на Братский алюминиевый завод. Мы живо откликнулись на эту инициативу, привлекли дополнительно в штат инженерапроектировщика. Разработка этого проекта заняла около двух лет. После многочисленных экспериментов с различными типами вкладышей, различными тканями, из которых они изготавливались, нам удалось создать вкладыш, отвечающий всем требованиям по перевозке глинозема — водонепроницаемость, надежность, простота в установке и демонтаже. |
Глинозем, как известно, очень капризный продукт, и при малейшем попадании влаги легко комкуется. И если во вкладыше образуется незначительное повреждение, отверстие, скажем, диаметром в миллиметр, то за 14 дней, пока вагон идет от Ванино до Братска, под этим отверстием образуется ком диаметром полметра. А в таком виде глинозем непригоден к производству алюминия. К тому же груз достаточно дорогой, примерно $300 за тонну, что налагает дополнительные требования к сохранности.
К 2011 году, после двух лет проб и ошибок, мы создали прототип вкладыша с требуемыми характеристиками, из плетеного полиэтилена шириной 9,58 м, который в России не производится. Такая ткань производится и закупается в Китае китайским производителем, с которым мы сотрудничаем на протяжении последних семи лет. Продукт продолжал совершенствоваться и сейчас, спустя уже четыре года, мы создали и запустили в эксплуатацию финальный вариант вкладыша. Опытные перевозки продукции подтвердили его стопроцентное соответствие всем параметрам, и когда грузовладелец объявил тендер на перевозку глинозема во вкладышах, то выбор вкладыша был сделан в нашу пользу.
Эта технология привлекательна тем, что в существующих тарифных условиях грузовладелец, привлекая вместо специализированного подвижного состава — хопперов — универсальные полувагоны, экономит $21 с тонны груза. Это около $1400 с вагона. При норме выгрузки на Братском алюминиевом заводе 100 вагонов в день могу сказать, что мы создали полезный для ОК «РУСАЛ» продукт. На фоне текущей ситуации на рынке цветных металлов, его экономическое преимущество выглядит особенно актуальным.
Дополнительный эффект технология дает и железнодорожникам (в частности ДВЖД), и портовикам, и собственникам полувагонов. В Ванино поставляются большие объемы каменного угля, и высвобождающиеся после его выгрузки люковые полувагоны операторы заинтересованы закольцовывать, отправляя глинозем в Братск.
К сожалению, из всех заводов «РУСАЛа» по производству алюминия только два способны принимать глинозем во вкладышах. Выгрузочные эстакады остальных предприятий «заточены» под хопперы и не располагают достаточными зарельсовыми площадями для боковой выгрузки из люковых полувагонов. Насколько я знаю, существует в разработке проект модернизации инфраструктуры заводов «РУСАЛа», учитывающий применение нашей перевозочной технологии.
«Транспорт»: Другие грузовладельцы интересуются технологией?
— К нам обращались с запросами производители каустической соды, мы, в свою очередь, предлагали попробовать нашу технологию компаниям для перевозки зерна. Но каждый раз сталкивались с одной и той же ситуацией — выгрузочные фронты оснащены под классическую технологию работы с хопперами.
Из успешных могу назвать перевозку в наших герметичных вкладышах цемента. Тестовая перевозка осуществлялась по маршруту Владивосток–Москва, и груз был доставлен без нареканий. Мы для себя видим этот груз как один из наиболее перспективных и уже в этом году провели ряд встреч с производителями цемента.
«Транспорт»: Какова ситуация в других сегментах — контейнерных перевозках неопасной химии, пищевых грузов?
— Флагманским продуктом нашей компании остаются флекситанки. И стоит отметить, что после вступления России в ВТО ощутимо движение на внешние рынки партий химической продукции высокого передела, а не только сырья. И на этом фоне чувствуется рост интереса к перевозке с применением флекситанков. У нефтехимиков появились новые продукты, которые мы с радостью внесли в свои местные технические условия и предлагаем упаковку для их перевозки. Можно сказать, что рынок перевозок во флекситанках растет. И если раньше он рос на 10% в год, то, по нашим оценкам, в 2013 году — примерно на 20%, и оперативная информация по первому кварталу текущего года эту тенденцию подтверждает. В основном — это внешнеторговые перевозки, преимущественно экспорт через порты. Но в настоящее время мы ведем проработку нового крупного проекта по организации перевозок внутри страны.
Деталями поделиться я пока не могу.
![]() |
«Транспорт»: В одном из своих интервью вы уделили довольно много внимания ситуации в сегменте перевозки пищевых грузов. Как там обстоят дела? — Динамика роста в этом сегменте ниже — около 10% в год. Определенные надежды на существенные изменения в этом сегменте мы питали в связи с известной историей с запретом на использование для перевозок растительных масел непищевых цистерн, а также ранее использованных под химические грузы. Резонанс темы был довольно широк, рост отправок пищевых грузов во флекситанках налицо, но взрывным его не назвать. Думаю, что растительное масло с примесями светлых базовых масел нам на стол подается уже в меньших количествах, но его перевозки в непищевых цистернах продолжаются. |
«Транспорт»: Предлагаемые компанией технологии, упаковка, сервис достаточно оригинальны для российского рынка, что дает, скажем так, почву для технологического заимствования. Насколько остро, по вашим оценкам, стоит вопрос защиты интеллектуальной собственности?
— Правовое поле в России, как и само государство, достаточно молодое. И защита прав интеллектуальной собственности — сравнительно новый правовой срез для отечественной юридической практики. Но прецеденты постепенно возникают, и можно констатировать, что существующие правовые нормы работают. В нашей индустрии по упаковочной продукции известны случаи, когда патентообладатель добивался признания своих прав в судебных исках к крупным компаниям.
«Транспорт»: Какой вид транспорта, на ваш взгляд оказался более открыт для сравнительно новых технологий?
— Несмотря на все трудности, через которые пришлось пройти, прежде чем мы получили допуск BIG Red Flexitank™ на железнодорожный транспорт — разработку МТУ, испытания на соударение, опытные перевозки, могу сказать, что это было необходимо. Продукт должен быть сертифицирован и перевозчик должен быть уверен, что упаковка обеспечивает сохранность перевозки, будь то железнодорожная или автоперевозка.
Автотранспорт в меньшей степени ограничивается нормативами в перевозках. По желанию заказчика к перевозке могут быть приняты любые виды упаковки. Другой вопрос, обеспечит ли эта тара сохранность груза в пути? В нашей практике достаточно случаев, когда к нам обращались грузовладельцы для предоставления сменных флекситанков, потерявшие груз в результате экспериментов с более дешевыми, но менее качественными и не сертифицированными флекситанками. То есть получается как в поговорке — скупой платит дважды.
4 апреля 2014
Вернуться в раздел «Пресса»