BIG Red Flexitank

Контейнерные грузоперевозки

Контейнерные грузоперевозки

BIG Red Flexitank

Один из первых флекситанков, официально допущенный РЖД для использования на всей сети железных дорог.

Контейнерные грузоперевозки

Продажа флекситанков американского производства для перевозки жидких грузов всеми видами транспорта.

Контейнерные грузоперевозки

Продажа вкладышей для перевозки сыпучих грузов в контейнерах, а так же в закрытых и открытых вагонах, полувогонах.

Нелегок путь контейнера (Журнал "ХИМ-КУРЬЕР", №22)

По экспертным оценкам, в 2007-2008 году доля контейнерных перевозок в грузообороте РЖД составляла примерно 2%. Но из-за кризиса картина рынка ж/д-перевозок меняется — доля контейнерной транспортировки растет. Причины очевидны — более низкий тариф, отсутствие дефицита контейнеров и удобство при обращении. Для дальнейшего развития этого сегмента рынка необходимо, чтобы нормы РЖД и инфраструктура соответствовали действующим международным стандартам и современным ожиданиям химического рынка. Наиболее яркий пример — ситуация с перевозкой химических продуктов во флекситанках и танк-контейнерах.

В 2008 году в валовом грузообороте нефтехимического сырья контейнерная транспортировка занимала до 40%. В 2009 году доля контейнерных перевозок продуктов нефтехимии может вырасти до 60%. На общем фоне резкого падения поставок импортной продукции и скромного роста экспортных перевозок химического сырья по РЖД ситуация с контейнерными перевозками выглядит не настолько критично. Например, за шесть месяцев 2009 года на одном контейнерном терминале порта Санкт-Петербурга ввоз химической продукции в универсальных контенйнерах упал всего на 27%, а экспорт увеличился на 27%.

На контейнерном терминале Санкт-Петербурга экспорт химической продукции вырос на 27%*

Нелегок путь контейнера

* По данным, опубликованным ОАО «Трансконтейнер». Специальное приложение deliver к VII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство»

Ситуацию на рынке контейнерных перевозок химических грузов можно объяснить рядом причин. «Трансконтейнер» выделил несколько основных (возможность подробно ознакомиться с ними имели делегаты VII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство. В 2009 году объемы высокорентабельных транспортировок таких грузов, как полимеры, пластмассы и смолы снизились. Транспортно-экспедиторские компании, которые традиционно специализировались на перевозках дорогостоящей продукции, чтобы удержаться на рынке были вынуждены диверсифицировать бизнес, переходить на транспортировку товаров, приносящих меньший доход — продукты первичной переработки и удобрения. Им приходится мириться со снижением прибыльности бизнеса и активно искать способы увеличить рентабельность перевозок. Следовательно, растут объемы перевозок химических грузов в контейнерах. Они менее затратные для оператора и более выгодные для грузовладельца, поскольку ускоряют и облегчают доставку груза получателю. В данной ситуации контейнерные перевозки — оптимальное логистическое решение. Однако производители, уже имеющие опыт контейнерных перевозок своей продукции, отмечают неготовность контейнерного парка к перевозкам химических грузов по ж/д. Внутреннее покрытие контейнеров не соответствует требованиям перевозки ряда химических веществ, внешнее — не обеспечивает достаточной защиты груза. В принципе, эти проблемы вполне решаемы. Осуществить подготовку контейнеров для перевозки химических грузов — по силам любой крупной транспортно-экспедиторской компании (контейнер обрабатывается внутри и снаружи специальными полимерами и покрытиями, которые делают его более устойчивым к воздействию агрессивных веществ, влаги, коллебаний температур). Еще более перспективными выглядят контейнерные перевозки химической продукции во флекситанках и драйлайнерах, а также использование танк-контейнеров.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ФЛЕКСИТАНКУ НА Ж/Д

Транспортировка по железной дороге неопасных химических грузов в контейнере во флекситанке или драйлайнере вызывает огромный интерес грузовладельцев, отмечает директор по маркетингу ООО «Экологические упаковочные технологии» Анна Саульская. Это выгодная альтернатива стандартной таре для контейнера, позволяющая еще в большей степени удешевить и так доступную по цене контейнерную перевозку. В отдельных случаях использование флекситанка дает экономию до 40% по сравнению с бочками. Драйлайнер позволяет сэкономить до 47% по сравнению с биг-бегами. Однако сегодня вопрос о применении этой тары на РЖД остается открытым. Во всем мире флекситанк признан перевозчиками и широко используется для доставки химических грузов. В том случае, когда сырье транспортируется в Россию в контейнере и флекситанке, РЖД его пропускает, поскольку он был принят к отправке не в нашей стране, а, например, в Германии, где этот флекситанк является допустимой тарой при контейнерной ж/д-перевозке. Иная ситуация при отправке груза по ж/д из России и внутри РФ. Если при принятии контейнера к перевозке в накладной в качестве груза указана жидкость, а в качестве тары — бочка — все нормально. Но как только в строке «тара» будет обозначен флекситанк — проблемы неизбежны. В правилах перевозок нет ни слова о данном виде тары. Сегодня решить проблему позволяет перевозка на особых условиях для грузоотправителя. Получить особые условия достаточно хлопотно, и действуют они только на одну конкретную отправку, на одно конкретное плечо, на один конкретный груз. Например, у «Экологических упаковочных технологий» есть заказчик, которому удалось добиться спецусловий на отправку своего груза во флекситанках. Но это, скорее, исключение. В России у компании более 25 тыс. потенциальных клиентов, которые могли бы использовать флекситанки, но каждому добиться спецусловий на перевозку просто невозможно. Тем не менее, компаний, которые предлагают флекситанки для контейнерных перевозок, становится все больше. Трейдеры работают через агентов: порты, транспортных операторов. Зачастую продаются дешевые флекситанки неизвестных производителей, и даже предлагают использовать для транспортировки химического сырья флекситанки б/у, что является грубейшим нарушением всех норм и правил эксплуатации (флекситанк — одноразовая пластиковая тара). Так что пока о цивилизованном рынке данной тары говорить не приходится. Необходима разработка единого стандарта сертификации флекситанков для использования их на РЖД — считаю крупные мировые поставщики данного вида тары. В Европе и США этот процесс строго регламентирован и подразумевает прохождение обязательных испытаний на соударение с привлечением третьей независимой стороны, подтверждением не только документацией, но и видео-, фотоотчетом. Успешное прохождение испытаний — одно из обязательных условий соответствия нормативам «Ассоциации Контейнерных Владельцев» (Container Owners Association). Для контроля качества производства и методов эксплуатации флекситанков ведущими мировыми компаниями-контейнеровладельцами (в том числе судоходными линиями «Maersk Line» и «Hapag-Lloyd») разработан специальный свод правил. Как сообщил «Трансконтейнер», подобные правила до конца 2009 года будут приняты и в России. В настоящее время на ОАО «РЖД» проходят комплексные испытания флекситанков и драйлайнеров. В середине ноября успешно прошли экспериментальные испытания флекситанка BIG Red Flexitank для перевозки жидких неопасных грузов в контейнере по российским железным дорогам. В случае утверждения со стороны РЖД успешных результатов испытаний, будут созданы предпосылки для дальнейшего развития ж/д перевозок жидких неопасных грузов с использованием современных упаковочных технологий.

ТАНК ПРОБИЛ СЕБЕ ДОРОГУ

Не только нормативные проблемы, которые решаются административно, сдерживают развитие рынка перевозок химических грузов. Еще одна проблема — транспортная инфраструктура и технологии, которые не позволяют обеспечить необходимый уровень сервиса при транспортировке химических продуктов. До сих пор низкий уровень развития транспортной логистики тормозил танк-контейнерные перевозки. Для танк-контейнера нужно иметь отдельный штат эксплуатационного обслуживания, а ремонт поврежденного танк-контейнера в процессе транспортировки может обойтись дороже стоимости самого груза. Этот вид тары могли себе позволить только крупные компании международные перевозчики. Возможно, ситуация изменится в ближайшее время. 28 сентября ОАО «Трансконтейнер» и «DB Schenker BTT» в Мюнхене подписали соглашение о сотрудничестве по организации контейнерных перевозок химических грузов между Европой и Россией, сообщили в пресс-службе «Трансконтейнера». «DB Schenker BTT» предоставит ноу-хау в сфере оборудования для контейнеров-цистерн и помощь в интермодальных перевозках опасных грузов. «Трансконтейнер» организует транспортировку грузов по РЖД и обслуживание на контейнерных терминалах в России. Каждая из сторон будет развивать деловые отношения с потенциальными клиентами химической отрасли на территории своих регионов: «DB Schenker BTT» — в Западной Европе, «Трансконтейнер» — в России, Украине и Беларуси. Обе компании планируют увеличить доли на рынке транспортных и логистических услуг в области перевозок химических грузов.

Комментарий

КОНТЕЙНЕРЫ ЗАНИМАЮТ ОКОЛО 10% Ж/Д-ПЕРЕВОЗОК ХИМИЧЕСКИХ ГРУЗОВ

Артур Сюй, начальник контейнерного отдела, транспортная компания «Альфалайнер»

В среднем около 10% ж/д-перевозок химических грузов приходится на контейнеры, и основная проблема сегодня — их дефицит у дочерних компаний РЖД. Транспортно-экспедиторские компании подписывают с «Трансконтейнером» допсоглашение на отправку определенного количества контейнеров в месяц (1—100, 100-200, до 300 контейнеров). Поскольку чем больше контейнеров, тем ниже ставка, соглашения заключаются на количество, которые «Трансконтейнер» не может поставить. Но даже если план не выполняется по вине самого «Трансконтейнера», на компании накладываются штрафные санкции. Еще одна проблема — рост тарифов. Последнее время «Трансконтейнер» поднимает цены едва ли не каждый месяц. Только в этом году — в январе, мае, июле, октябре и ноябре. В ноябре стоимость увеличилась примерно на 15%. Как правило, причины не оглашаются, а только распространяются слухи. Приказ появляется в начале месяца, ставя экспедиторов и грузовладельцев перед фактом. Оптимальный выход в данных условиях — иметь собственный подвижной состав. Контейнеры можно арендовать у частных компаний. С частными операторами легче договориться по вопросу цены, а в случае непоставки подвижного состава, с них можно получить компенсацию.

Электронная версия статьи в журнале "Хим-Курьер"

23 ноября 2009
Вернуться в раздел «Пресса»

З
а
п
р
о
с

.